Как научить ребенка концентрироваться: техники и приемы

Современная школа требует от школьника множество усилий, особенно это касается способности запоминать большие объемы информации. Однако для того, чтобы подготовить к такому испытанию, следует немного поработать – и родителям, и ребенку. Идеальный возраст для развития памяти у детей – дошкольный, поэтому не стоит ждать, пока ваше чадо принесет первую «тройку». Берем малыша и активно с ним занимаемся.

Применяем мозговые ресурсы

Мозг человека нейропластичен, а значит, может меняться под действием опыта. Это превосходное качество человеческого органа помогает без проблем адаптироваться к любой среде, а детскому мозгу это сделать на порядок проще. Поэтому стоит расширять круг занятий и увлечений ребенка: если он умеет танцевать, рисовать – это восхитительно, однако не забывайте, что это только небольшой процент возможностей мозга вашего чада. Приучите его к еще каким-нибудь ремеслам: пение, языки, музыка, атлетика, плавание и многое-многое другое. Не отбирайте у ребенка возможность заниматься тем, что ему нравится, добавьте к этому еще одно интересное занятие. Да, возможно малышу будет сложно, но что в этом мире бывает легко, – объясните чаду обратную сторону медали, чтобы он усвоил, что все новое – интересно.

Как развить слуховую память у детей?

Для детей лучшей формой упражнений на развитие слуховой памяти является игра. Именно во время игры дети воспринимают намного лучше и больше информации. Для улучшения слуховой памяти нужно выполнять следующие упражнения:

  1. Упражнение «10 пар» — для его выполнения нужно заранее подготовить десять пар слов, которые связаны по смыслу, к примеру: кровать — подушка, кошка — мышка, солнце — лучик, день — ночь, ботинки — шнурки, конфеты — фантики, дерево — листик, тетрадь — ручка, лисичка — норка, книга — знание. Затем нужно выразительно, эмоционально и в медленном темпе трижды прочитать ребенку все словосочетания. На четвертый раз прочесть только первые слова, а малышу нужно вспомнить подходящие к ним.
  2. Упражнение «сделай как я» — для этого нужно взять несколько предметов (бумага, 2 стакана воды, скотч, ручка, ложки) и попросить ребенка закрыть глаза. Затем проделать действия с предметами издавая при этом характерные шумы. Ребенку нужно будет повторить эти звуки с нужными предметами.
  3. «Что это было?» — упражнение проводят в игровой форме. Для выполнения нужно заранее подготовить запись на диктофоне или скачать в интернете звуки дождя, прибоя, птиц, грома, потрескивания горящих дров и другие. Включать ребенку поочередно каждую запись и попросить угадать, что это было, показать это в маленькой сценке-рассказе.
  4. «Ощути ритм» — наиболее элементарное упражнение. Нужно при помощи пальцев, палочки или карандаша выстукивать определенный ритм, а затем попросить ребенка повторить его.
  5. «Жук» — для данной игры понадобится игровое шахматное поле и фигурки жуков. В нее можно играть небольшой компанией, объяснить детям, что каждому звуку соответствует определенный ход (две клетки вперед, одна клетка вправо и т.д.). Каждому игроку требуется определить специфические звуки жужжания, и проделать соответствующий ход.

Методики развития памяти у школьников

В начальной школе у детей продолжает преобладать образная и эмоциональная память. Для тренировки навыков в возрасте восьми и более лет очень полезны совместные занятия с родителями не только во время выполнения домашнего задания.

В возрасте десяти лет важно делать акцент на развитии логической памяти

Существуют приемы, позволяющие в форме игрового взаимодействия ребенка и взрослого тренировать способность к запоминанию:

  • Описание картинок по памяти — ребенку восьми лет показывают картинку в течение 30-45 секунд, а потом он как можно более подробно описать, что на ней было изображено, описать предметы и персонажей, их действия, вспомнить как можно больше деталей.
  • Кодовое слово – при прослушивании сказки ребенку дается задание хлопать в ладоши, если он услышит какое-то определенное слово. Этих слов может быть несколько.
  • Составление ассоциативных рядов – к названному слову ребенок должен вспомнить и записать как можно больше ассоциаций.

Для детей девяти лет и старше в качестве простого, но весьма действенного средства для улучшения запоминания психологи предлагают составлять план прочитанных текстов. В возрасте девяти и более лет по-прежнему актуальным методом тренировки памяти остается разучивание стихов.

В возрасте десяти лет у детей начинается препубертатный период, имеющий свои характерные особенности. Исследования показывают, что гормональная перестройка у подростков оказывает существенное влияние на все психические функции, к примеру, время, во время которого дети могут концентрировать внимание, снижается до 5 минут.

Несмотря на то, что в этом возрасте ребенок способен усваивать и запоминать довольно большие объемы информации, качество запоминания может страдать. Школьная система делает акцент на развитии механической памяти: ребенку приходится заучивать наизусть большие тексты, иногда даже без полноценного осознания прочитанного. А вот навыки логического запоминания развиваются слабо, и родителям нужно помочь своим детям-подросткам тренировать именно это умение.

Специальные методики и приемы помогут ребенку развить навыки запоминания

В возрасте десяти и более лет также необходимо стимулировать запоминательные навыки в интересной для ребенка форме викторины, игры, головоломки:

  • Покажите карточку с именами великих людей и годом рождения напротив каждой фамилии. Через минуту попросите ребенка по памяти расставить даты напротив имен на листке.
  • Дайте ребенку ключ, на котором отображен шифр для каждой буквы. Через несколько минут заберите ключ и попросите разгадать зашифрованное слово. Шифр должен быть несложным: каждой букве должен соответствовать легко узнаваемый значок. Если ребенок легко справляется с заданием, шифр можно усложнить.
  • Развить логическую память помогает конспектирование текстов.
  • Квазислова – из букв составляется рандомным способом слово-абракадабра. Нужно при помощи ассоциаций запомнить его по частям, а затем воспроизвести.
Читайте также:  7 причин кровотечения во время беременности

Развитию памяти способствует занятия творчеством: музыкой, изобразительным искусством, танцами. Чтение книг, разгадывание кроссвордов и головоломок, составление планов к прочитанным текстам – всё это способствует развитию высших функций мозга.

Детство – прекрасный возраст, когда человек открыт всему новому и стремится познавать мир. Задача родителей – помочь своим детям развивать интеллектуальные способности, чтобы стать гармоничной и самостоятельной личностью.

Смотрите далее: развитие эмоционального интеллекта

Как укрепить память ребенка

Психологи утверждают, что в большинстве своем дети обладают хорошей памятью, развить же ее – задача взрослых. Если родители стали замечать, что ребенок плохо запоминает информацию, следует разобраться в причинах:

  1. Нет интереса к запоминанию или отсутствуют способности сохранять информацию. Развивать память у ребенка следует, используя приемы и методы, индивидуальные для каждого возраста.
  2. Заболевания, связанные с перенесенными стрессовыми ситуациями (переезд, развод или смерть близкого человека), недосыпанием и переутомлением, серьезным умственным перенапряжением.
  3. Гипоксия мозга из-за нарушения мозгового кровообращения. Это бывает связано не только с серьезными заболеваниями, но и с неправильным или неполноценным питанием, анемией, авитаминозом, отсутствием прогулок на свежем воздухе.

Если существуют значительные проблемы с концентрацией внимания, ребенок не запоминает даже недавно произошедшие события, следует как можно раньше показать его врачу (психологу, неврологу). Проведя определенные тесты, врач даст заключение и рекомендации родителям. Возможно, понадобится прием витаминных препаратов или медикаментозное лечение.

Как распознать нарушение концентрации внимания?

Ответьте себе на несколько вопросов:

1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?

2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?

3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?

4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?

5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?

6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?

Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать. От чего зависит развитие внимания

Полностью процесс развития внимания и умения концентрироваться у детей не изучен до сих пор. Это сложные процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга с параллельным созданием устойчивых и неустойчивых нейронных связей. Но главное, детский мозг не развивается сам по себе. На него оказывает влияние окружающая среда, а в частности – ближайшее окружение, т.е. семья и внутрисемейная атмосфера. Время, проведённое детьми возле телевизора, ноутбука или за планшетом и мобильным телефоном, в 90% случаев следует считать проведённым во вред здоровью. Характерная черта большинства современных видеоигр, фильмов, клипов и прочего медиаконтента – очень высокая скорость смены сюжетной линии, что совсем не способствует развитию концентрации внимания у детей.

Окружающая реальность не конкурент виртуальному миру с его яркими красками и бесконечными возможностями, поэтому не до конца сформированная психика быстро к ним привыкает. Правда, от этого патология нормой не становится. Дети очень легко и быстро привыкают к прекрасному несуществующему миру, но в итоге имеют расконцентрацию внимания, а в отдельных случаях может даже развиться агрессия и зависимость, похожая на наркотическую. Так что тут необходимо работать на профилактику, а если чувствуете, что не справляетесь, то обращайтесь к специалисту.

Приучаем детей к чтению с малых лет

Чтение улучшает память, поэтому нужно прививать любовь к литературе с самого рождения. Развивать любовь к чтению можно с помощью следующих советов.

  1. Преподнесите книгу, как интересную игрушку.В сражении с мультиками и гаджетами зачастую проигрывают книги, но все-таки печатную продукцию можно преподнести, как интересную игрушку. С первыми книжками ребенок знакомится примерно в возрасте 6 месяцев. Выберите яркую, с простым понятным сюжетом, выпуклыми картинками, чтобы малышу было интересно листать. Если вы будете и дальше корректно подбирать «игрушку», соответствующую возрасту, то малыш продолжит листать и в 4, и в 5 лет.
  2. Читайте с удовольствием сами. Заставить любить читать невозможно. Удовольствие от процесса чтения можно только передать. Если вы интересуетесь книгами, и малыш регулярно видит, как читаете вы то, скорее всего, заставлять его не придется.
  3. Не выбирайте сложные в 5 лет ребенок воспринимает информацию, которая происходит здесь и сейчас. Только начиная с шестилетнего возраста малыш может понимать и представлять миры, создаваемые писателем. Учитывайте возраст ребенка, выбирая книги. Скорее всего, малыша не заинтересуют истории об устройстве летательных аппаратов и подводных лодок, подобными сюжетами вообще можно отбить интерес к книгам. Не перегружайте.
  4. Хвалите за понимание, а не за количество прочитанных чтения придет постепенно, и гнаться за количеством знаков вовсе не стоит. Гораздо важнее, чтобы ребенок понимал смысл. Спрашивайте, какой герой из книги ему понравился, а какой нет, с кем бы он хотел подружиться.
  5. На начальном этапе скажите «нет» аудиокнигам.В аудиокнигах нет ничего плохого, просто это знакомство вряд ли улучшит качество чтения малыша. Представьте ситуацию: ребенок идет в шахматный кружок, дожевывает яблоко и слушает аудиокнигу. Вряд ли он сможет до конца осмыслить переживание героев. Все-таки чтение требует спокойной обстановки для полноценного погружения в текст.
  6. Каждый ребёнок индивидуален. Поэтому при выборе книг нужно руководствоваться его интересами. Некоторые дети по нескольку раз просят маму прочитать одно и то же произведение. Не нужно отказывать в этом случае. Если его зацепило – это хорошо. Значит, в его душе нашёлся отклик книге, её персонажам, происходящим в ней событиям.
  7. Можете вспомнить, а что вас интересовало, когда вы были маленькими. Скажите сыну или дочери: «Вот эта книга мне нравилась в детстве. Давай почитаем? Может быть, она и тебе понравится».
  8. Также стоит учитывать пол ребёнка. Вряд ли мальчики придут в восторг от сказок про принцесс, а девочки захотят слушать про роботов.
Читайте также:  "Л52 Ленинг": инструкция по применению и отзывы

В каких случаях требуется прием витаминов?

Обеспечить необходимый объем полезных веществ только питанием невозможно, поэтому малышу следует принимать готовые препараты. Однозначно говорить о том, что всем детям требуется подпитка для мозга, нельзя. Выявить же потребность ребенка в питании мозга несложно. Обратите внимание на следующие причины:

  • многочисленные капризы, стойкое нежелание есть полезную, но нелюбимую еду;
  • неправильное питание, при котором малыш недополучает достаточного количества витаминов.

Если эти причины есть в жизни ребенка, значит, ему показан прием препаратов. Сегодня разработана масса витаминных комплексов, которые особенно важно принимать деткам 6-8 лет. Поступление в школу и последующее обучение в ней дает повышенную нагрузку на мозг детей. Очевидно, что те из них, кто и до школы испытывал трудности со вниманием и памятью, в школе столкнутся с серьезными проблемами. Важен и переход из начальной школы в среднюю (к 10 годам), где увеличивается информационный объем, а, значит, витаминные препараты пригодятся в качестве поддержки мозговых функций.

Школьная программа

Как измерить память у ребенка

Развитие памяти у дошкольников. Измерить память ребенка можно с помощью специальных тестов.

Зрительная память

Предлагается ребенку посмотреть на картинки. Для этого отворится полторы минуты. Потом ребенку предлагается на память нарисовать то, что он видел.

Если ребенок правильно нарисовал большинство предметов – память хорошая. Если нет – есть проблемы с памятью.

Другой вариант – ребенку показывают картинки, всего десять. Потом просят назвать предметы, которые он увидел.

Если ребенок назвал правильно более 8 картинок, память хорошая. Если ошибся около пяти раз – средний результат. Если допустил более пяти ошибок, то память плохая.

Слуховая память

Воспитатель называет цифры, ребенок должен за ним повторить. Если ребенок называет не менее 5 цифр из ряда правильно, то память хорошая.

Тест на узнавание

Ребенку показывают картинку, на которой изображены некие предметы. Потом ему предлагают на большой картинке найти эти предметы.

Если ребенок сумел найти из 10 предметов не менее восьми, память хорошая. Допустил более пяти ошибок – результат слабый.

Упражнения для развития памяти у школьника. |

Память – важный познавательный процесс в жизни ребенка для его обучения и развития. И если в этой области есть нарушения , то тревога родителей вполне понятна. Только важно разобраться, в чем именно проблема, тогда помочь ребенку можно своевременно и легко.

Развитие памяти учащегося должно проводиться систематически, и родители могут подобрать для своего ребенка различные методики развития памяти и внимания, известные на сегодня. Например, мнемотехника , которая используется для запоминания числовой информации (см. рубрику “Запоминалки”), или эйдотехника – для запоминания стихов и др.

Конечно, для школьника следует выбирать в первую очередь те, которые формируют зрительную, слуховую и двигательную память. Потому что именно эти виды памяти задействованы в процессе восприятия и запоминания учебного материала.

Одним из первых камней преткновения у школьников встает таблица умножения. Не всем под силу становится запомнить ее уже с первых лет учебы в школе, а НАДО!

Вот тут-то и встает перед родителями проблема развития памяти ребенка и подбор для него серии упражнений или методики развития памяти.

Какие же упражнения для развития памяти у школьника можно предложить?

1) Найди, что изменилось.

Положите перед ребенком 5-6 предметов (игрушек, книг, открыток и др.) Попросите запомнить, а потом закрыть глаза. Поменяйте предметы местами (1-2), ребенок должен найти и положить на место. Количество “замен” увеличивайте, пока ребенок не сможет восстановить весь ряд полностью.

2) Клубок (Снежный ком).

Вы начинаете говорить: “Мы собираемся в отпуск. Сейчас я достану чемодан и положу туда брюки”. Ребенок продолжает: “Я положу брюки и майку”. Вы перечисляете то же самое и что-то еще. Игра, кроме того что тренирует память, помогает снять напряжение, успокоиться.

3) Визуализация.

Вернувшись домой, спросите ребенка о том, что было, пока вы гуляли. Кого встретили? Во что он был одет? Какая машина стояла у подъезда? Можно также вспоминать обстановку дома у бабушки или, например, расположение мебели в школьной столовой (классной комнате). Устно или с помощью рисунка.

Читайте также:  Гидроцефалия головного мозга у детей: причины и лечение водянки

4) Пары слов.

Подберите пары слов, связанных между собой по смыслу. Собака – миска, окно – занавеска (всего 20 пар). Произнесите все пары ребенку. Потом,. через минуту, говорите одно слово из пары, а он называет второе. По прошествии 30-40 минут еще раз говорите одно слово из пары – ребенок опять вспоминает второе. Тренируется и кратковременное, и долговременное запоминание.

5) Повторяй за мной.

Взрослый становится за спиной ребенка и проделывает ряд манипуляций с его телом. Поднимает, например, одну руку, сгибает в локте другую, наклоняет голову. Потом просит ребенка выпрямиться и заново проделать эти движения по памяти.

6) Кто больше?

“Что бывает синего цвета?”- говорите вы, и ребенок должен назвать 3-5 предметов только синего цвета. Потом он сам дает задание: “Что бывает только круглое?” и т.д. Можно играть всей семьей.

В интернете можно найти массу других игр и упражнений для развития памяти у школьника. Но этих может быть и достаточно. Главное. – чтобы ребенок выполнял их с удовольствием  и получал от этого процесса радость.

Обратите внимание на эти издания!

Они содержат уникальные методики развития памяти и помогут вам в развитии памяти ребенка.

Кстати

► Мы не можем вспомнить что-то, если не уделяли этому знанию должного внимания. Любая «кодировка» информации занимает около 8 секунд.

► При запоминании надо привлекать все свои органы чувств – слух, зрение, осязание, обоняние и вкус.

► Можно попробовать связать информацию, которую нужно запомнить, с той, которую ребенок уже знает.

► Для запоминания сложного материала нужно суметь сосредоточиться на понимании основных идей – и легко, доступно объяснить их для себя.

► Посоветуйте ребенку отрепетировать перед зеркалом то, что он пытается запомнить. Может, он расскажет это с выражением или представит, что выступает перед классом.

Читайте в соцсетях!

Методики развития быстрого чтения

В действительности методов развития данного навыка очень много, но я расскажу и дам советы Вам о тех, которые больше всего мне приглянулись и их легко освоить.

Разминка

Прежде чем приступить к чтению, будет полезно сделать дыхательную разминку, чтобы весь организм успокоился и настроился, сконцентрировался на процессе чтения.

1)      Вдохнуть носом и выдохнуть через рот;

2)      Вдохнуть, задержать дыхание и выдохнуть;

3)      Вдохнуть и выдохнуть порциями.

Упражнения для четкости произношения (артикуляционная гимнастика)

Затем ребенку нужно прочитать несколько чистоговорок.

Ра-ра-ра – начинается игра,

Ры-ры-ры – у нас в руках шары,

Ру-ру-ру – бью рукою по шару.

  • Тихо и умеренно:

Арка, арца, арта, арда, арла, арча, арса, аржа.

  • Громко и быстро:

Гарь – парь – жарь, дверь – зверь – червь.

  • Выдыхая:

БТМПВЧФКНШЛЖЗЦСКВМСПЛБШГРДБЛСТПРЛГНТВСЧЦФБХНМВМРГКТБДЗЩЗБЧВНФЩМЖДШХЧМКПБРВСПТКЗРМВДГБФКЗРЧ

Упражнения для быстрого чтения

  • Чтение на время

В этой технике нет ничего сложного, принцип прост и знаком нам.

Нужно сначала объяснить ребенку задание, затем дать ему текст посильного размера и сложности, установить на таймере (или засечь по секундомеру) одну минуту и начать чтение.

Когда минута пройдет, зафиксировать, где ребенок остановился, и подсчитать количество прочитанных слов.

Далее повторяйте чтение того же самого текста на время.

Скорость чтения постепенно будет больше и больше – укажите на это, пусть ребенок замечает свои успехи и стремится к новым!

  • Выделение главного в тексте
Методики развития быстрого чтения

Скажите ребенку прочитать какой-нибудь текст настолько быстро, насколько он может.

После прочтения задайте ему пару-тройку вопросов по тексту.

Повторяйте упражнение до тех пор, пока ребенок не сможет ответить на Ваши вопросы.

  • «Буксир»

Как уже было сказано, следование пальцем по тексту упрощает и ускоряет процесс чтения.

Только теперь помогите своему ребенку!

Пусть он читает, пока Вы будете вести пальцем вдоль текста, постепенно набирая скорость.

Своеобразный соревновательный элемент, стимул извне, заставит школьника стремиться к ускорению процесса.

  • Восстановление деформированных предложений

Попросите малыша исправить предложения, в которых перемешаны слова.

Пусть это будет 5-8 несложных предложений, увеличивайте нагрузку постепенно.

Примеры:

1)      «Снег и дома спокойно на опускался» — «Снег спокойно опускался на дома»;

2)      «Манной Маше дали каши нашей» — «Нашей Маше дали манной каши»;

3)      «До электричке мы доехали на станции» — «Мы доехали до станции на электричке»;

4)      «Рыбалке ловят рыбаки на рыбу» — «Рыбаки на рыбалке ловят рыбу» и так далее.

Упражнение хорошо тренирует речевую гибкость, внимательность, память и поле зрения.

  • Ролевое чтение

С целью вовлечь ребенка в занятие, внести разнообразие и вызвать интерес, предложите ему читать тот или иной текст, пародируя интонации различных мультипликационных персонажей или животных.

  • Соединение частей слова

Приготовьте для данного упражнения 10-15 слов.

Разбейте каждое из них на 2 части и обе части напишите на отдельных карточках.

Оформите их ярко и привлекательно, чтобы заинтересовать малыша.

Пусть он найдет и соединит две части одного слова, а Вы каждый раз перемешивайте карточки.

Давайте ребенку сначала слова из двух слогов, шаг за шагом усложняйте задачу.

Эта тренировка развивает зрительную память, мышление и словарный запас школьника.