Аутизм у ребенка. Признаки, симптомы, что это, причины, лечение

Науке неизвестны причины возникновения аутизма и способы его лечения. Единственным лекарством от этого расстройства является любовь и опека родителей особенного ребенка.

Типы флебита

Существует две категории вен – вены поверхностные (расположенные под кожей) и вены глубокие (проходящие через мышцы, органы и ткани); в зависимости от того, какие вены воспалены, определяется и тип флебита.

Поверхностный флебит – воспаление подкожных вен. Обычно заболевание не вызывает серьезных последствий, если параллельно с ним не развивается глубокий флебит или тромбофлебит.

Флебит глубоких вен – воспаление глубоких вен, вызванное тромбозом. Данное состояние потенциально опасное, так как может спровоцировать такую патологию, как легочная эмболия.

Виды заболевания

В Международная классификации болезней выделены следующие виды аутизма:

  1. Синдром Каннера (детский аутизм). Его описал психолог Лео Каннер. Данная форма болезни диагностируется в возрасте 1,5 лет. У ребенка присутствует множество страхов, отсутствует чувство самосохранения, желание визуально контактировать с окружающими. Кроме этого, такие дети не чувствуют голод и жажду, имеют нарушения в познавательной и интеллектуальной сферах.
  2. Атипичный аутизм. Его возможно диагностировать только после 7 лет, поэтому патологию называют аутизмом взрослых. Больные отличаются проблемами с речью, мышлением и двигательными способностями.
  3. Синдром Аспергера. Также относится к ранней форме, преимущественно диагностируется у мальчиков до 2 лет. У пациентов отсутствует абстрактное мышление, отстает интеллектуальное развитие, имеются проблемы с социальным общением.

    При раннем лечении возможно скорректировать патологию и такой ребенок имеет возможность учиться в обычной школе.

  4. Синдром Ретта. Это самый сложный и тяжелый вид заболевания. Он встречается у девочек и не поддается никакому лечению. Помимо психических отклонений, у больных отстает физическое развитие. Это выражается в непропорциональном росте частей тела, искривлении позвоночника и т. д.
  5. Синдром нарушения невербального обучения. Пациенты не способны обучиться писать, читать, у ни отсутствует образное мышление, имеется стереотипность поведения, плохая память. Они не способны общаться со сверстниками.
  6. Семанто-прагматический тип болезни. Проявляется задержкой речевого развития и понимания речи. Пациент не может запомнить текст, не понимает метафор, шуток, срытого подтекста.

Как проверить психологическую готовность ребенка к школе? Читайте об этом здесь.

Почему развивается аутизм у детей

Развитие детского аутизма вызвано разными факторами. Некоторые обыватели до сих пор верят в известные мифы, несмотря на научные опровержения. В 70-х годах минувшего столетия пользовалась популярностью теория о «бездушных и холодных матерях», сдержанное отношение которых и является причиной развития заболевания. В этой теории есть лишь один близкий к истине момент: родители малышей, столкнувшиеся с симптомами детского аутизма, действительно реже прикасаются к нему, выстраивая общение по логичной и четкой схеме, без излишних эмоций. Но стоит понимать, что подобное поведение продиктовано самим ребенком: детскому аутизму свойственна гиперреакция при прикосновениях. Также они не могут отследить смысл речи, если он имеет подтекст вроде юмора, отсылок к иным ситуациями – родители вынуждены говорить четко, лаконично и по делу. Вывод: поведение родителей не имеет влияния, первично нарушение развития.

Еще один миф о развитии детского аутизма: вакцины от краснухи. Неоднократно было доказано, что между вакцинированием и детским аутизмом связи нет. Истинные причины развития нарушения аутического спектра неизвестны, хотя и существуют факторы, увеличивающие вероятность рождения ребенка с таким заболеванием.

Примеры:

  • наличие родственников с аутизмом;
  • поздний возраст родителей при зачатии (в особенности, отца);
  • рождение в многодетной семье в числе последних детей (7-8 и дальше);
  • заболевания матери в период беременности (туберозный склероз, краснуха, чрезмерная масса тела).
  • ДЦП.

Некоторые отклонения провоцируют развитие аутичных черт. Пример: при нарушении речи, слуха, синдроме дефицита внимания признаки аутизма являются сопутствующими при основной патологии в связи с искажением восприятия у ребенка.

Симптомы аутизма

Признаки аутизма почти всегда начинают проявляться у ребенка в возрасте 3-х лет. Как правило, родители впервые замечают, что их малыш еще не начал говорить и ведет себя немного не так, как другие дети того же возраста. Это является нормой для ребенка, имеющего ранний детский аутизм: если он начнет говорить в то же время, как и другие дети того же возраста, то быстро утратит свои языковые навыки.

Читайте также:  Мази при варикозе вен нижних конечностей

Симптомы аутизма включают в себя:

  • Задержка начала свободного разговора или вообще отсутствие речи. Ребенок может казаться глухим, даже если слуховые тесты в норме.
  • Повторяющиеся типы поведения, своеобразные интересы и игры. Примеры включают в себя активные покачивания телом, необычные положения, своеобразное поведение с различными объектами. Если вы пытаетесь его становить, то ребенок очень сильно расстраивается.

Не бывает “типичных” детей с аутизмом. Они могут иметь различные виды поведения, от легкой до тяжелой степени проявления расстройства. Родители часто говорят, что их ребенок, имеющий данный диагноз, предпочитает играть в одиночку и не стремится даже смотреть на других людей.

Аутизм у детей может также включать в себя другие проблемы:

  • Многие дети с аутизмом имеют слабый интеллект – ЗПР с симптомами аутизма.
  • Подростки, страдающие аутизмом, часто становятся подавленными, часто проявляют беспокойство, особенно если имеют средний или выше среднего интеллект.
  • Некоторые дети в подростковом возрасте получают дополнительные расстройства, такие как эпилепсия.
  • Существуют рекомендации, которым нужно следовать, если ваш ребенок имеет симптомы аутизма.

Симптомы и диагностика аутизма

Аутизм, как общее расстройство развития, дает симптомы чаще всего до третьего года жизни ребенка. Болезнь можно охарактеризовать как отказ от социальной жизни, отсюда и слово «аутизм», которое происходит от греческого «autos», что означает «сам».

Психиатр Лео Карнер, одним из первых описавших это расстройство, создал систему критериев аутизма, которая существует и сегодня. Аутизм встречается у 2-9 на 10 000 детей. Болезнь в 4 раза чаще появляется у мальчиков. На риск аутизма не влияет ни раса, ни цвет кожи, ни социального слой.

Различают следующие виды аутизма:

  • шизофренический аутизм – больной отвергает все контакты с другими людьми, закрывается в себе, живет во внутреннем мире и в правильной пустоте;
  • детский аутизм – его название относится к возрасту, в котором наблюдаются первые симптомы, а не к тому, что поражает только детей. Этот термин был введен для различения этого расстройства от других со сходными симптомами, например, от шизофрении.

У детей с аутизмом наблюдается повышенная чувствительность к стимулам – прикосновениям, запахам, звукам, свету, изображениям.

Повреждения головного мозга, скорее всего, приводят к тому, что малыш не умеет правильно воспринимать и интерпретировать, поступающие к нему сигналы, что приводит к внутреннему хаосу.

Ребенок справляется с этим с помощью создания своего мира – он перестает воспринимать внешние сигналы и реагировать на них – таким образом, малыш создает приют для своего разума.

Диагностика аутизма – это длительный процесс, так как правильный диагноз основывается на скрупулезном наблюдении за ребенком и его реакциями. Диагностика аутизма состоит в наблюдении за ребенком в разных ситуациях, например, во время спонтанной активности, в одиночестве, с родителями, с психотерапевтом и во время игр.

Диагноз аутизма фокусируется на трех группах симптомов – это: нарушения социальных навыков, нарушения вербальной и невербальной коммуникации, а также нарушение процессов, связанных с воображением и ограниченный круг интересов и реакций.

Детский аутизм проявляется следующими особенностями:

  • нарушение или полное отсутствие языковых и социальных навыков;
  • отсутствие реакции на своё имя;
  • неисполнение сознательных жестов после первого года жизни;
  • слабый контакт глаз;
  • чрезмерное упорядочение игрушек и других предметов;
  • навязчивое принуждение к неизменности окружающей среды;
  • уход от социальных контактов;
  • непонимание вербальных и невербальных сообщений.

Симптомов аутичного поведения очень много, но не все они могут возникать у каждого пациента. Часто случается, что данный признак является индивидуальной реакцией больного ребенка.

Развитие ребенка при аутизме

Аутизм многогранен, поэтому одну схему того, как будет развиваться ребенок выделить сложно. На то, как это будет происходить, способно влиять немало факторов. Это форма заболевания и особенности ребенка. При диагнозе аутизм, развитие больного зависит от того, были или не были предприняты необходимые действия. При вовремя начатой терапии детей, страдающих аутизмом, удается научить обслуживать себя, разговаривать и взаимодействовать с людьми. Эпизодов полного излечения от болезни зарегистрировано не было.

Малыша недостаточно отвести к психологу, который начнет с ним заниматься, или к доктору, который назначит нужные медикаменты. Большая часть успеха зависит от родителей, которые должны сотрудничать со специалистами и выполнять их рекомендации. На успешность прогноза влияет, насколько родные принимают ребенка, невзирая на его особенности, насколько папа и мама к нему близки, насколько они включены в процесс обучения, реабилитации и воспитания.

При постановке диагноза аутизм, помощь ребенку должна состоять из целого комплекса мероприятий, которые должны подбираться индивидуально. Лекарственные препараты используются редко и только для снятия некоторых симптомов. Главные методы лечения аутизма – это психотерапия и социальная адаптация. Родителям аутистов стоит быть готовыми к тому, что процесс будет длительным, сложным, истощающим физически и психологически.

Читайте также:  Реабилитация после удаления варикоза нижних конечностей

Что делать, если у ребенка случился срыв?

  • Постарайтесь успокоить малыша

Помните, что в этот момент дитя испытывает смесь гнева и отчаяния, поэтому кричать на него бессмысленно, это может только усугубить общую ситуацию. Улыбнитесь, скажите все хорошо, дайте понять, что чадо в безопасности. Постарайтесь обнять его. Конечно, вначале дитя будет кричать и сопротивляться, но со временем он расслабится и успокоится.

  • Сделайте тайм-аут

Если вышеописанные действия не помогают и малыша трудно успокоить, обычно это связано с более старшим возрастом. Тогда необходимо проявить твердость. Просто скажите, что ему необходимо побыть одному и оставьте его в комнате. Точное время, которое необходимо для успокоения, никто не скажет. Может понадобиться от 3х минут до нескольких часов. Все зависит от тяжести срыва и возраста ребенка.

  • Подготовьтесь к следующим срывам

К сожалению, такое состояние — не единичный случай. Поэтому необходимо быть готовым к последующим приступам. Спрячьте предметы, которыми можно нанести травму. Ребенок при срыве не владеет собой и может нанести вред себе и окружающим. Предупредите о возможном состоянии окружающих его людей, чтобы они не испытывали страх и не усугубили ситуацию. Всегда носите с собой рабочий телефон. Чтобы иметь связь с врачом или другими родственниками и знакомыми на случай, если вы не справитесь самостоятельно.

Ранний детский аутизм

Как правило, аутизм проявляется в раннем детском возрасте. Проявление начинается в том, что ребенок перестает эмоционировать на внешние раздражители, слабо реагировать на просьбы родителей. Поступки все чаще проявляются как стереотипные, эмоции и реакция на окружающий мир отстраненными и совершенно не значительными.

Отсутствует эмоциональный контакт с другими ребятишками. На чужих людей реакция практически нулевая. Выделяют четыре степени раннего детского аутизма: с первой по четвертую. Четвертая самая легкая и поддающаяся коррекции. При диагностировании первой степени болезни вылечить ее становится практически невозможным.

В раннем возрасте детский мозг более всего подвержен отклонениям и различным раздражающим факторам внешней среды. Поэтому очень часто ребенок страдает пробелами в памяти, плохо запоминает информацию.

Классификация

Ранний детский аутизм может протекать в различной степени тяжести. Разновидности болезни отличаются друг от друга способом отделения ребенка от действительности.

1 тип

Больной полностью отрешен от происходящего во внешнем мире. Он чувствует дискомфорт при общении с посторонними, не проявляет социальной активности, не демонстрирует ответные реакции на раздражители и не показывает свои эмоции.

Для обеспечения полного отказа от контактов пациент может игнорировать неблагоприятные условия жизнедеятельности. Чтобы избавить себя от общения с окружающими, дети с пораженной психикой терпят голод, не придают значения опасности. Ребенок с аутизмом 1-го типа не адаптирован к самостоятельной жизни.

2 тип

Активное отвержение внешнего мира. Пациент не отрешен от окружающих, но крайне избирателен в выборе контактов. Зачастую единственными проводниками для связи с окружающей действительностью для ребенка являются родители.

Аутичный малыш выбирает для себя только конкретные виды пищи, может испытывать нездоровую привязанность к вещам, предметам одежды. Ребенок боится перемен. При усилении тревожности отмечает рост агрессивности, появление двигательных и речевых стереотипов. Больной имеет пониженный уровень приспособленности к жизни.

3 тип

Интересы ребенка сосредоточены на ограниченных сферах деятельности. Пациент временно увлекается определенной областью знаний или искусства, разговаривает только о своих интересах, регулярно воспроизводит одинаковые действия или слова.

Увлечения имеют цикличный характер, то есть постоянно сменяют друг друга. Больной не углубляет своих познаний о предмете заинтересованности, не занимается исследовательской работой.

Аутичные дети отличаются мрачностью и периодической агрессивностью. Они имеют средний показатель адаптации к жизни и взаимодействию с внешней средой.

4 тип

Ребенок испытывает сложности при взаимоотношениях с окружающими ввиду сниженной самооценки и ранимости. Он избегает новых контактов, чтобы оградить себя от критики. Такие больные имеют самые высокий процент приспособленности к жизни, они могут самостоятельно справляться с основными бытовыми и социальными задачами, легко поддаются лечению.

Методы лечения аутизма

В большинстве случаев аутизма полное излечение не представляется возможным, однако обязательно проводятся меры по сглаживанию симптомов. Способы облегчения жизни ребенку с заболеванием аутизм делятся на несколько направлений.

Лекарственные препараты

Народные методы лечения аутизма

Часто при лечении аутизма прибегают к фитотерапии, однако эффективность этого метода остается недоказанной. Но можно с точностью сказать, что благодаря некоторым сборам повышается иммунитет, улучшается память и успокаивается нервная система.

Читайте также:  Варикозные язвы: почему появляются и как вылечить?

Есть несколько популярных рецептов:

  • сбор из цветков боярышника, шиповника, рябины, зверобоя, донника, багульника, мелиссы, корня пиона и солодки. Смешать 1 ч.л. трав и залить 1 ст. кипятка, прокипятить еще 5 мин. и полчаса настоять, после чего процедить. Принимать по 1/3 ст. 3 раза в сутки до приема пищи на протяжении 4-5 мес.;
  • отвар из альфредии поникшей – обладает ноотропным и антиксиолитическим действием, эффективен при эпилепсии, аутизме и шизофрении. Нужно взять горсть сухой травы и смешать с водой в расчете 1:10, варить 7 мин., можно применять в виде компрессов;
  • сбор аморфы кустарниковой и черной водяники – эти травы полезны при параличе, эпилепсии и любых заболеваниях нервной системы. Залить смесь корней этих трав кипятком, дать настояться, после процедить и принимать внутрь по 1/3 ст. ежедневно.

Прочие методы лечения аутизма

Многим детям с аутизмом помимо регулярного приема медикаментов необходима домашняя терапия, а именно:

Методы лечения аутизма
  • иппотерапия – лечение с помощью лошадей и верховой езды, этот метод помогает детям с аутизмом наладить контакт с окружающим миром. Лошадь способна чувствовать настроение и внутреннее состояние человека, помогает справиться с неврозом. Иппотерапия должна проводиться регулярно, 2-3 раза в неделю;
  • дельфинотерапия – кроме того, что в воде быстро укрепляются мышцы, благоприятное воздействие на психику ребенка оказывает контакт с дельфинами. Они тонко чувствуют людей благодаря высокому интеллекту и всегда добродушны к детям. Посещать дельфинов стоит не реже 3-х раз в неделю по 1,5 часа;
  • арт-терапия – способствует развитию коммуникативного навыка у детей с аутизмом, кроме того снимает напряжение и помогает понять, какой эмоциональный фон у ребенка в настоящий момент. Терапию необходимо проводить через день или ежедневно, в зависимости от желания ребенка.

Народная медицина и диета

Рецепты народной медицины при коррекции аутизма можно использовать для снижения уровня тревожности. Решить проблему помогут травы. Можно давать ребенку чай из мяты и мелисы (столовая ложка растительного сбора на стакан кипятка).

Благотворное воздействие на нервную систему и мозг оказывает шлемник байкальский. Высушенный корень растения измельчается и дается ребенку по утрам в течение трех месяцев. Двухлетнему малышу достаточно объема, равного спичечной головки. С каждым годом доза увеличивается на пару грамм.

Определенной диеты при аутизме придерживаться не стоит. Но родителям важно помнить, что заболевание часто провоцирует дефицит витаминов группы В. Их следует восполнять, включив в рацион ребенка говяжью печень, куриные яйца, петрушку, укроп, авокадо, орехи, черный хлеб. У некоторых деток с аутизмом бывает непереносимость глютена или молочного белка. Продукты с их содержанием из меню придется исключить.

Папа за ПАП

Кристофер Робертсон говорит, что наиболее эффективной для его сына оказалась методика Прикладного анализа поведения (Applied Behavioural Analysis, сокращенно – ПАП). Разработанная в Калифорнийском университете, она использует систему вознаграждений, чтобы привить ребенку необходимые навыки и научить вести себя в соответствии с принятыми в обществе нормами.

Под руководством опытных психологов ПАП-тренеры работают на дому в семьях, разбивая задания на кусочки и повторяя их снова и снова. Этой технике они обучают и родителей. ПАП может использоваться во всем – в обучении пользования туалетом, прохождении школьной программы, приобретении умения играть и общаться.

В три года Джейми начал проходить интенсивную программу ПАП, которая занимала 40 часов в неделю. «Мы потратили 50 тысяч фунтов на это, взяв их из своих пенсионных сбережений», – говорит Кристофер. – Но уже после года занятий, Джейми продемонстрировал такие результаты, что мы стали подумывать, что ему кроме нашего домашнего обучения нужно что-то еще». Помимо ПАП, Кристофер и Рона перепробовали массу других методик, что-то работало, что-то нет.

Мистер Робертсон полагает, что пребывание в обычной школе очень помогло Джейми. Когда тому исполнилось три с половиной года, родители сделали ему анализ на наличие ртути в крови: существует ряд исследований, доказывающих связь между повышенным уровнем этого металла в организме человека и развитием аутизма. Действительно, ртути в крови Джейми оказалось в шесть раз больше нормы, и ему стали давать препарат для выведения ее из организма.

Родители говорят, что именно тогда наступил переломный момент. Например, Джейми стал рисовать – то есть, делать то, чего раньше никогда не делал. В четыре года Джейми стал ходить в обычную школу 2 дня в неделю, в остальное время занимаясь дома ПАП. В семь лет начались ежедневные школьные уроки с помощником.

«Специальные школы дают очень упрощенную программу, они ориентированы на самый низкий уровень учеников, – говорит Кристофер. – Те выходят без аттестата о среднем образовании, адаптироваться во внешнем мире им очень сложно и, таким образом, жизнь в специализированном учреждении для них становится почти неизбежной. Я полагаю, таких детей нужно “выводить в свет”, чтобы научить их независимости».